Ковылкинская средняя общеобразовательная школа № 4. Добро пожаловать!  
Главная
О школе
 
Сведения о школе
 
Методические объединения
 
Воспитательная работа
Школьное научное общество "Созвездие"
Лучший уголок на свете
Контактная информация
 

Название исследовательской работы: " Мониторинг физического здоровья школьников"
Место проведения: Мордовия, г. Ковылкино, ул. Есенина, д.10
Автор работы : Ломакина Мария, ученица 11 класса
Руководитель: Пинтяшкина Ольга Федоровна, учитель биологии
Скачать исследовательскую работу

«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.
От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь,

мировоззрение,   умственное развитие, прочность знаний и
вера в свои силы»
                                                                      В.А.Сухомлинский

В настоящее время проблема здоровья населения России является одной из самых актуальных для нашего общества.  Центральное место занимает проблема здоровья детей. 
И хотя образовательная функция школы по-прежнему остается ведущим аспектом ее деятельности, задача образовательного учреждения –эффективное использование имеющихся резервов для сохранения и укрепления здоровья детей
Одна из основных задач управления учебно-воспитательным процессом  – приведение процесса обучения в соответствие с состоянием здоровья учащихся. На протяжении последних десятилетий сохраняется устойчивая тенденция ухудшения здоровья детей и подростков:  увеличение заболеваемости по всем классам болезней, ухудшение физического развития, снижение уровня физической подготовленности на фоне выраженной гипокинезии и гиподинамии школьников.
На сегодняшний день в нашей школе уже действует программа воспитания «Валеология» и комплексно-целевые программы организации и совершенствования школьного питания, которые включают в себя ряд мероприятий, направленных на формирование навыков здорового образа жизни детей и подростков, вопросы культуры питания.
Целью нашей работы является мониторинг состояния здоровья учащихся и оценка здоровьесберегающих компонентов образовательной среды.
Задачи:
  • Изучить литературу о факторах, влияющих на  здоровье.
  • Познакомиться с методами изучения состояния здоровья.
  • Провести антропометрические измерения учащихся 6-х классов: сравнить полученные данные  с результатами, полученными в 2011г. и со среднестатистическими данными.  
  • Сделать вывод о динамике  физического здоровья учащихся.
  • Дать рекомендации по сохранению здоровья.
Актуальность: Длительный 10–11-летний период школьного образования превращает школу в главное место управления здоровьем учащихся. Укрепление и сохранении здоровья – это наша важнейшая задача.
Место исследования – МБОУ «Ковылкинская  СОШ №4». Проект  начат в 2011 году. Были обследованы учащиеся начальных классов, сделан анализ физического развития. В 2013-2014 г.г. исследовательская  работа продолжена и предполагает многолетний мониторинг, в рамках которого будет прослежено изменение показателей здоровья школьников 6 класса.
Исследование включало три этапа:
Первый этап - поисково-теоретический (сентябрь-октябрь 2013года) - анализ и обобщение информации по проблеме исследования, представленной в литературе.
Второй этап – опытно-экспериментальный (ноябрь-декабрь 2013года).
Третий этап – обобщающий (январь 2014 года) – обобщение результатов исследования, формулирование основных выводов и рекомендаций, оформление результатов исследования.            
Объект исследования.
Здоровье — это такое состояние, которое обеспечивает оптимальное взаимоотношение организма с окружающей средой и способствует активизации всех видов жизнедеятельности человека. Всемирная организация здравоохранения определяет здоровье как «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или физических дефектов».
Физическое развитие является одним из важнейших признаков, определяющих уровень здоровья населения. Под физическим развитием следует понимать комплекс морфологических и функциональных свойств организма, определяющих массу, плотность, форму тела, структурно-механические качества и выражающихся запасом его физических сил.
Для получения объективных данных о физическом развитии человека, уровне его физического здоровья  используют антропометрические показатели, т. е. показатели измерений человеческого тела. Разнообразные антропо - и физиометрические показатели позволяют рассчитывать индексы, указывающие на развитие тех или иных морфофункциональных качеств организма, играющих важную роль в его приспособлении к физическим нагрузкам. К антропометрическим показателям относят соматометрические, физиометрические и самотоскопические признаки.
Соматометрия – совокупность методов и приемов измерений морфологических особенностей человеческого тела и его частей. Соматометрия включает определение длинны  тела, диаметров, окружностей и взвешивание.
Наиболее часто используемые соматометрические показатели - рост (длина тела) стоя и сидя, масса тела, окружность грудной клетки. Рост - процесс увеличения размеров и массы организма или его частей за счет увеличения числа и размеров клеток и неклеточных структур в результате преобладания процессов анаболизма в обмене веществ и энергии.
Измерение роста сидя в сопоставлении с другими продольными размерами дает представление о пропорциях тела. Так, определение пропорциональности телосложения проводят, используя индекс Пирке (индекс пропорциональности телосложения).
Масса тела - один из важнейших показателей физического развития человека, зависящий от возраста, морфологических и физиологических особенностей организма и позволяющий судить о состоянии здоровья. Окружность грудной клетки характеризует объем тела, развитие грудных и спинных мышц и функциональное состояние органов грудной полости. Определение уровня развития грудной клетки проводят по индексу пропорциональности грудной клетки.
Физиометрия - определение функциональных показателей. При изучении уровня здоровья основными функциональными показателями являются жизненная емкость легких, мышечная сила рук, частота сердечных сокращений, артериальное давление и др.
Жизненной емкостью легких (ЖЕЛ) называют максимальный объем воздуха, который можно выдохнуть после максимального вдоха. Она является показателем вместимости легких и силы дыхательных мышц. Морфологическим критерием степени развития системы внешнего дыхания является показатель жизненный (Пжизн.), который определяется отношением ЖЕЛ (см3) к массе тела (кг).
Мышечная сила рук характеризует степень развития мускулатуры. По максимальному мышечному усилию можно определить и степень физического развития человека. Мышечную силу человека определяют путем проведения динамометрии. Динамометрия – измерение мышечной силы при помощи специальных приборов динамометров. Чаще всего используют кистевые динамометры. Кистевой динамометр состоит из стальной пружины, которая подвергается сжатию; шкалы и стрелки, показывающей силу в килограммах.
Использование силового индекса (СИ) или динамометрического индекса (ДИ) позволяет оценить степень развития силы мышц сгибателей кисти с учетом массы тела. Динамометрический индекс мышц сгибателей кисти определяется отношением силы мышц кисти руки (кг) к массе тела (кг).
Частота сердечных сокращений отражает ритм сердца, который зависит главным образом от функционального состояния симпатического и парасимпатического отделов вегетативной нервной системы, состояния коры больших полушарий, гуморальных воздействий, возраста, пола, состояния организма и т. д. Определение ЧСС проводят путем измерения артериального пульса методом пальпации.
Пальпация – метод исследования органов путем ощупывания руками через кожные покровы. Пальпаторным методом частоту пульса чаще всего определяют на лучевой, сонной или височной артериях.
Пульс - это ритмические толчкообразные колебания стенок артерий, вызываемые выбрасыванием крови в артериальную систему в результате сокращения сердца. Артериальный пульс отражает такие параметры деятельности сердечно-сосудистой системы, как силу, ритм, частоту сердечных сокращений, состояние стенки артерии, артериальное давление. Частота пульса служит надежным показателем степени соответствия заданной нагрузки физическому состоянию человека.
Артериальное давление (АД) - давление, развиваемое кровью в артериальных сосудах организма. Артериальное давление является важнейшим энергетическим параметром сердечно-сосудистой системы, отражающим деятельность сердца (сердечный выброс), упругое сопротивление растяжению стенок аорты и артерий, суммарное сопротивление кровотоку, вязкость и гидростатическое давление крови. На величину АД оказывают влияние возраст, время суток, состояние организма, центральной нервной системы и т. д. В нагрузочных тестах для оценки приспособляемости сердечно-сосудистой системы к физической работе анализируют изменения (увеличение или уменьшение) показателей артериального давления и время восстановления АД после выполнения пробы.
Артериальное давление человека определяют аускультативным методом Н. С. Короткова.
Аускультациявыслушивание непосредственно ухом или при помощи различных устройств (фонендоскопа, стетоскопа и др.) низкочастотных колебаний (шумов и звуков), возникающих при физиологической деятельности внутренних органов.
Соматоскопия – метод изучения вариаций строения тела путем рассматривания и точного описания. Соматоскопия выявляет состояния опорно-двигательного аппарата (форма позвоночника, грудной клетки, ног, состояние осанки, развитие мускулатуры), степень жироотложения и полового созревания.
Антропометрические исследования необходимо проводить в первой половине дня, т. к. длина тела к концу дня уменьшается на 1-2 см в связи с уплощением свода стопы, межпозвоночных хрящей, снижением тонуса мускулатуры, а масса тела увеличивается в среднем на 1 кг.    
Методика исследования.
Мы наблюдали за изменениями физического здоровья учащихся 6 класса. Нами было тщательно обследовано 45 человек. Определение индивидуального уровня физического здоровья мы  проводили по методике, разработанной Е.А.Пироговой в 1986 г. Она позволяет произвести экспресс-оценку уровня физического состояния по показателям системы кровообращения. Результаты исследования позволяют определить индексы некоторых антропо- и физиометрических соотношений обследуемого.
Соматометрический метод.
1.Измерение роста с помощью ростомера
Для определения роста надо встать на платформу ростомера. Касаясь пятками, ягодицами, межлопаточной областью и затылком. Измерили рост учащихся (Приложение.Таблица1).
2.Измерение массы тела с помощью напольных весов.
С помощью напольных весов измерили  массу тела учащихся, и данные занесли в таблицу (Приложение.Таблица1).
Определение физиометрических показателей (экспериментальная деятельность).
1.Определение жизненной емкости легких (ЖЕЛ)
Шкалу спирометра установили на нуле. Стараясь держаться прямо, не сутулясь, после 2-3-х спокойных вдохов и выдохов сделать максимальный вдох, зажать нос и произвести равномерный, максимально глубокий выдох в спирометр. Измерения повторили3 раза и записали  максимальный результат. (Приложение.Таблица1).
2.Определение силы мышц сгибателей кисти
.
В положении стоя отвести  вытянутую руку с прибором в сторону под прямым углом к туловищу. Вторая, свободная рука опущена и расслаблена. Сжать  динамометр с предельным усилием, но без рывка и каких-либо дополнительных движений рукой или туловищем. Повторили  пробу 2-3 раза и по лучшему результату оценили силу мышц кисти.(Приложение.Таблица1).
3.Определение частоты сердечных сокращений (ЧСС) по пульсу методом пальпации
Частоту сердечных сокращений пальпаторным методом наиболее часто определяют на лучевой артерии. Вторым, третьим и четвертым пальцами ведущей кисти руки нащупали пульс на лучевой артерии левой руки. При этом пальцы в суставах согнуты так, чтобы ногтевые фаланги их были перпендикулярны ладонной поверхности предплечья. В течение минуты провели подсчет пульса.
4.Определение артериального давления (АД) аускультативным методом Н.С. Короткова.
Сидя на стуле, испытуемый кладет расслабленную руку на стол, на обнаженное плечо ему наложите манжету мембранного тонометра. Нижний край ее должен отстоять от локтевого сгиба не менее чем на 1-1,5 см. В локтевой ямке нашли пульсирующую плечевую артерию, на которую поставили  фонендоскоп (прибор для прослушивания звуков, исходящих от органов тела). Ведущей рукой взяли  резиновую грушу, располагая указательный и большой пальцы кисти на клапане, закрыла  клапан. Сжимая и опуская грушу, нагнетали  воздух в манжетку, создавая в ней давление выше максимального, пульс при этом исчезает. Поворачивая винтовой клапан, медленно выпускали  воздух из манжеты, выслушивая сосудистые тоны, появляющиеся в плечевой артерии.
Момент появления тонов, соответствующих систолическому давлению, отметили по показанию прибора.
Продолжали  снижать давление в манжете и слушали сначала нарастающую силу тонов, а затем их ослабление и исчезновение. Зафиксировали  показание прибора в момент исчезновения тонов, которое соответствует диастолическому давлению. Величины систолического и диастолического давления выражаются в миллиметрах ртутного столба (мм. рт. ст.).
Результаты всех измерений внесли в таблицу (Приложение.Таблица1).
Определение уровня здоровья человека по комплексу показателей (по Г.Л. Апанасенко и Р.Г. Науменко)».
Определения уровня физического здоровья .
Провели пробу с физической нагрузкой.
Ход работы.
Определили  ЧСС учащихся в состоянии покоя за 10 секунд и внесли  полученный результат в таблицу 2. Выполнили  20 глубоких приседаний за 30 секунд (ноги на ширине плеч, приседая, вытягивать  руки вперед, вставая - опускать). Затем сидя подсчитали ЧСС за 10 секунд в конце первой, второй, третьей и т. д. минут до его восстановления. Полученные результаты внесли таблицу. (Приложение. Таблица2).А также нами были изучены результаты медицинских осмотров за текущий год и подсчитано количество детей, имеющих хронические заболевания и нарушение зрения. Данные внесли в таблицу. (Приложение.Таблица1).  Затем , мы обратились к результатам исследования 20011 года  и сравнили их с результатами, полученными нами. (Приложение.Таблица3). Для оценки физиологических показателей пользовались таблицами норм. (Приложение.Таблицы 4-10). Основываясь на полученных данных мы сделали выводы о изменениях в состоянии здоровья учеников 6 класса.
Результаты исследования и их обсуждение.
В результате проведенных исследований , были получены следующие результаты.
Анализ оценки физического развития детей в 2011г.(3 класс).
Границы веса(массы тела):
Дети с дефицитом веса-10 человек, 19%
Дети с избыточным весом-7 человек,14%
Дети с нормальным весом-28 человек,67 %
Границы нормы роста:
Ниже среднего-7человек,15,5%
Средний-22 человека,49%
Выше среднего-9человек,20%
Высокий-7человек,15,5%
Показатели максимального и минимального давления:
Отклонение от нормы-20 человек, что составляет 45%
Пониженное зрение -5 человек,что составляет 11%
Имеют хронические заболеваеия-5человек,11%
Анализ оценки физического развития детей в 2013г.(6 класс).
Границы веса(массы тела):
Дети с дефицитом веса-2 человек, 4,5%
Дети с избыточным весом-5 человек,11%
Дети с нормальным весом-38 человек,84,5 %
Границы нормы роста:
Ниже среднего-1человек,2,2%
Средний-13 человек,28,8%
Выше среднего-13 человек,28,8%
Высокий-18 человек,40%
Показатели максимального и минимального давления:
Артериальное давление соответствует норме.
Пониженное зрение -9 человек,что составляет 20%
Имеют хронические заболеваеия-5человек,11%Таким образом, в период с 2011 по 2013 г.г.:
Количество детей, имеющих нормальный вес повысилось с 67% до 84,5%; при этом снизилось количество детей с дефицитом веса с 19% до 4,5% и количество детей с избыточным весом с 14% до 11%.
Количество детей с ростом выше среднего и высоким повысилось  от 35,5% до 57,6%; а количество детей с ростом ниже среднего сократилось с 15,5%  до 2,2%.
В все дети имеют нормальное артериальное давление.
Количество хронических заболеваний осталось на том же уровне.
Показатели пульса при физических нагрузках соответствуют норме.
Развитие мускулатуры соответствует норме.
Показатели ЖЕЛ соответствуют возрасту.
Повысилось количество детей с пониженным зрением с 11% до 20%.            
Выводы.
На основании этих данных мы сделали следующие выводы:
1.Показатели физического развития (рост,вес, АД) у учащихся 6 класса улучшились, процент хронических заболеваний не изменился, что говорит о том, что элементы здоровьесберегающих технологий в нашей школе оказывают положительное влияние на здоровье детей.
2.Наблюдается тенденция  ухудшения зрения у детей.
Рекомендации по сохранению зрения.
Чтение и зрение.
Ни в коем случае не читайте лежа!
При чтении расстояние от глаз  до книги должно быть  не менее 30 см.
Свет должен падать на страницы сверху и слева.
Во время чтения не забывайте делать перерывы от трех до пяти минут.  
Чтобы разгрузить глазную мышцу выполните несложные упражнения для глаз: поморгайте; закрыв глаза, повращайте глазными яблоками; подойдя к окну, расслабьтесь,  посмотрите вдаль.
Телевизор и зрение.
Если вы смотрите программы по телевизору  днем,то  желательно затемнить помещение, а вечером, наоборот, включить свет сбоку или сзади сидящего.
Расстояние до телевизора должно быть в пять раз больше, чем диагональ экрана.
Младшие школьники могут смотреть телевизор не более часа в день, старшие - 1,5 часа.
Компьютер и зрение.
Исследования зрительных функций у людей, постоянно работающих за компьютерами, показали, что отклонения от нормы у них  встречаются гораздо чаще по сравнению с людьми того же возраста, не связанных с компьютером. Даже за рабочую смену происходит уменьшение объема аккомодации, и у некоторых пользователей развивается временная (так называемая ложная) близорукость.
Не так давно  в офтальмологии  утвердился термин "компьютерный зрительный синдром". Характеризуется он следующими симптомами: жжение и ощущение песка в глазах, боль при движении глаз, покраснение глазных яблок, затуманивание зрения, замедленная перефокусировка с ближних объектов на дальние и обратно, двоение предметов, быстрое переутомление при чтении. Если вы заметили, что у вас наблюдается хотя бы один из симптомов,  то необходимо обязательно обратиться за консультацией к врачу-окулисту.  
Для профилактики "компьютерного синдрома" необходимо воспользоваться следующими рекомендациями:
1 .Используйте специальные капли для глаз, замещающие слезу.
2. Ограничьте время работы за компьютером .
3. Делайте обязательные паузы во время работы на близком расстоянии через каждые 20-30 минут.
4. Правильно организуйте рабочее место.
5. Верхний край монитора должен быть немного ниже уровня глаз.
6. Установите монитор так, чтобы экран не отсвечивал.
7. Давайте отдых своим глазам. ( Время от времени фиксируйте взгляд на каком-нибудь отдаленном объекте, не ближе 10 метров. Вы сразу почувствуете, как отдыхают глаза).
регулярно протирайте экран влажной тряпочкой (ни в коем случае не используйте моющие средства, они сотрут специальное защитное покрытие).
8. Пользуйтесь специальными очками с прогрессивными линзами. Применение таких очков у интенсивных пользователей ПК дает снижение зрительного утомления и улучшение показателей аккомодации по сравнению с обычными очками в 85% случаев.
9. Не менее важное условие сохранения зрения - правильное питание. Пища обязательно должна быть обогащена витамином А. Это, как правило, тушеная морковь, морковный салат, но обязательно со сметаной или маслом, так как витамин А является жирорастворимым. Обязательно присутствие в пище капусты, лука, укропа, различных салатов, винегрета.
10 Для снятия напряжения с мышц глаза, воспользуйтесь несложными упражнениями.
Зажмурьте глаза на 5 секунд, а затем откройте их на 5 секунд. 5 - 10 раз.
Быстро поморгайте глазами в течение 1-2 минут.
Смотрите прямо перед собой 2-3 секунды, затем поставьте палец руки на расстояние 25-30 см от глаз и переведите взгляд на кончик пальца. Смотрите на него 3-5 секунд, затем опустите руку. 10 - 12 раз.
Закрытые  веки слегка помассируйте круговыми движениями пальцев в течение 1 минуты.
Тремя пальцами каждой руки легко нажмите на верхнее веко, спустя две секунды снимите пальцы с века  3- 4 раза.

 


 

 
На верх | Главная