|
Проектно-исследовательская работа "По святым местам родного края"
Выполнили ученики 8А класса.
Руководитель проектно-исследовательской работы - Иванова Любовь Фёдоровна, учитель русского языка и литературы.
|
Путь к возрождению России и Мордовии
лежит через нравственное обновление всех входящих в нее народов, выросших в колыбели российской культуры и под сенью российской государственности.
Архиепископ Саранский и Мордовский Варсонофий
|
Вот уже восьмой год шествует по Земле 21 век. Мы вошли в него пятилетними, а уже скоро перед нами встанет вопрос: «Кем быть?» Однако мы уверены, что важнее не кем быть, а какими быть.
Уже сейчас мы думаем о том, что делать, чтобы жить было интересно, чтобы приносить пользу России, своей малой родине - Мордовии, семье. Без сомнения, самое важное для нас - учеба. И большинство старательно познает тайны учебных предметов, активно участвует в творческих конкурсах школы, города и республики. Об этом рассказывает летопись нашего класса.
Увлечений много, но есть одно, что объединяет нас особенно крепко: это понимание того, что мы продолжатели традиций своих отцов, дедов и прадедов. И знать о них нам хочется все больше.
Мы составляем генеалогическое древо своей семьи, собираем фотографии, участвуем в пополнении школьного музея старинными вещами. Это надо, прежде всего, нам, чтобы сохранить память о прошлом своих родных, материализовать его в письмах, снимках, предметах старины.
А сейчас у нас появилось новое направление поиска. С недавних пор в нашей школе ведется курс «Основы православной культуры». Благодаря увлекательным рассказам учителя, богатому иллюстративному материалу, познавательным книгам, экскурсиям по святым местам Мордовии, мы узнали много нового, интересного.
Но у нас возникли вопросы, на которые мы не смогли найти ответа. Какова православная история сел нашего района? Есть ли старинные церкви, хранящие
свои тайны? Что можно рассказать об этом всем, кто так или иначе имеет
отношение к нашему району, кто хочет знать его православную историю и гордиться ею?
В выполнении проекта приняла участие большая группа класса. Это Бурмистрова Оксана, Власкин Даниил, Духина Анастасия, Зотова Ольга, Кирдянкина Виктория, Мелешкина Мария, Федина Ирина, Хромова Светлана. В каждой группе был свой объект изучения - храм определенного села.
Для начала мы изучили по Интернету выложенный там материал. К сожалению, в наших руках оказался только список сел и название 24 церквей. Ни одной фотографии, лишь одна ссылка на храм города Ковылкино. Тем интереснее было начинать поиск. |
|
|
|
Первым делом на карте Ковылкинского муниципального района мы отметили села, в которых есть действующие и строящиеся храмы по имеющейся из Интернета информации. Северная, западная, центральная и южная части района как будто надели венец, вселяющий робкую надежду на то, что национальные православные святыни оградят эти села от бед, несчастий и безверия.
С грустью и некоторой долей вины мы нанесли на карту места расположения трех церквей, разрушенных в годы мракобесия и не подлежащих восстановлению. Немного о некоторых из них...
С 1704 года существовал в с. Лашма деревянный храм Воскресения Господня, собирая под свое крыло верующих шести ближайших деревень. В конце 18 века в честь святителя Николая, архиепископа Мирликийского, была открыта неописуемой красоты Никольская церковь. Сколько доброго совершилось под ее сводами за более чем 200-летнюю историю! Здесь звучали молитвы, которыми приветствовался пришедший в мир человек, и молитвы, готовящие покинувшего мир к встрече с Богом. Здесь совершалось святое таинство венчания, охранявшее родившуюся семью от ошибок.
После революции этот храм был разрушен, колокола сданы на переплавку, а кирпич использован на строительные нужды. Что удивительно, все это делалось во имя светлого будущего.
|
|
|
|
Не меньшее сожаление вызывает и потеря сельской церкви в селе Вольная
Лашма. Высокая, деревянная, тянущаяся в небо своей декоративной главой в форме луковицы, она была видна из нескольких окружающих деревень. В престольный праздник 10 ноября (по новому стилю) и стар и млад собирала под свое крыло Богородица в церкви в.м. Параскевы. Это была одна из немногих церквей, в которых даже после закрытия в годы коллективизации долгое время в хорошем состоянии сохранялись фрески с библейскими сюжетами. А одну из икон до сих пор вспоминают старожилы села (в пору разрушения церкви от варварского использования им было лет по восемь - десять). На большой, во всю стену иконе был изображен Спас Нерукотворный. Смуглый лик, вытянутая бестелесная фигура и огромные глаза, наполненные, как им тогда казалось, угрозой. Сейчас они понимают, что это была не угроза, а боль за людей, не ведающих, что творят.
Ничто не вечно в мире. И деревянное чудо постепенно разрушалось, оседая под собственным весом. Сначала погнулась, а потом упала глава; в образовавшуюся дыру летел дождь и снег, оседая на ликах святых; осыпалась краска. Но даже сейчас, если присмотреться внимательно, можно увидеть последний отсвет погибших здесь святынь.
К сожалению, счет потерям на этом не закончился.
Но не все так грустно. Сейчас, в год празднования 1020-летия со времени крещения Руси, можно с уверенностью сказать, что отношение к православию изменилось. В людях стали побеждать те важнейшие духовные принципы, та нравственная основа, которую воспитывает религия - источник, утоляющий духовную жажду. В течение последних двух десятков лет идет активное восстановление храмов во многих селах нашей республики и района. Участие в этом принимают все, кому дорога их большая и малая Родина, кто ищет «свою дорогу в храм». |
|
Свой рассказ мы начнем с Александро-Невского мужского монастыря что на Флегонтовой горе. Он расположен на левом берегу Мокши, близ деревни Кимляй. Время его образования относят к 19 веку. Начало будущему монастырю положила скромная келья отшельника-подвижника Флегонта Островского. Сразу после революции монастырь был распущен, а все здания переданы местному колхозу. Руководство колхоза использовало еще крепкие тогда постройки для хранения техники и зерна...
В 1996 году началось возрождение обители. В первую очередь восстановили часовню на месте, где проводил часы в молитве старец Флегонт. Среди старых деревьев построено строгой формы здание для насельников, поселившихся здесь. Долгий ряд ступеней, ведущий к помещению, как своего рода символ каждодневных трудностей, которые со смирением преодолевают обитатели монастыря
|
Возле дороги, на повороте в деревню Изосимовку стоит небольшой, но очень красивый храм Святых бессеребряников Космы и Домиана. Этот чудесный храм был построен в 2004 году. Строительство продолжалось полтора года по проекту Мордовской Епархии на средства семьи Тряшиных и прихожан. Теперь храм радует деревенских жителей и проезжающих по трассе людей своей красотой, великолепием. Белоснежная, на синем фундаменте церковь похожа на царственного лебедя, плывущего по мокшанским волнам. Праздничное настроение зданию придают узкие окна арочного типа с решетчатыми коваными решетками, созданными трудом местных умельцев. В круглом окне над входом -колокола, звон которых разносится по всей округе.
Убранство сельского храма поражает простотой и одновременно стремлением приблизить верующих к пониманию основ христианства без скидок на удаленность от центра.
Рядом с церковью пристрой, в котором происходит таинство крещения. Это теплое, уютное, можно сказать, домашнее здание, которое кажется здесь маленьким солнышком, опустившимся около церкви. |
|
|
|
Церковь Рождества Христова в селе Троицк начинает свою историю в 18 веке. Это памятник архитектуры. В ее строительстве принимали участи прихожане окружающих сел. Проект храма очень интересен. Дело в том, что в России никогда не забывали, что первые русские храмы «пришли» к нам из Византии. И в 18 веке стали строить храмы, напоминающие византийские. Такова и эта церковь: прямоугольной формы здание венчает один огромный в форме шлема богатыря купол с крестом. Здание выглядит монументально, основательно. Много народа собирается здесь на престольный праздник, когда служба особенно торжественна и нарядна.
При церкви есть колокола. В доброе время их перезвон вещал о начале или окончании службы, иногда гудел тревожным набатом, когда Троицку грозил пожар. Сейчас звук колоколов для прихожан - это звук благодати. |
|
|
|
Храм Архангела Михаила стоит на хуторе Белинский г. Ковылкино. Он построен рядом с местом разрушенного Никольского храма и находившимися недалеко от этого места знаменитыми конюшнями помещика Арапов.
Храм строился три года на пожертвования прихожан. Конечно, большую помощь в строительстве оказали местные власти. Возглавлял строительство храма прораб О. Макасовский.
Форма зданий говорит о том, что в проекте чувствовалось византийское влияние. Светло-голубая церковь как бы парит, сливаясь с небом и бегущими по нему облаками. Скат крыши и верхнюю часть круглого барабана украшает кирпичный орнамент. Церковь венчают два золотых купола; их форма говорит о том, что в проекте использованы черты первых древнерусских храмов. Действовать храм Архангела Михаила начал с 2005 года. Приход в храме небольшой, первоначально он был рассчитан на прихожан хутора Белинский, но сейчас его посещают и жители отдаленных улиц.
Службу ведут два священника: отец Сергий (Горбачев) и настоятель храма отец Александр (Мазур).
В храм Архангела Михаила возвращены исторические иконы -
« Христа Спасителя», « Божьей Матери с младенцем» и «Великомученицы Варвары».
В настоящее время храм работает, в него идут люди со своими печалями, горестями, получая здесь душевное вдохновение. |
|
|
|
Еще одна достопримечательность нашего города - церковь «Умиление
Божьей Матери» при монастырском подворье от Свято-Ольгинского монастыря г. Инсар. Здание построено на месте молебильного дома в начале 21 века и своим внешним видом вызывает восхищение и радость. Что еще может чувствовать человек, видя эту красоту! Большая, из красного кирпича, цвет которого становится особенно ярким после дождя, церковь венчается двумя группами куполов, серебром отливающих на солнце: пятиглавием и одним на колокольне, отдельно вознесшимся в небеса. Звук колокола в раннее утро разносится во все стороны города, отражается от многоэтажек и возвращается усиленный многократно. Истинно, умиление!
Умиляет и оформление входа - крыша в виде части купола, прикрывающая икону. Так и кажется: люди подумали о защите ее покровительницы от плохой погоды, а она - о защите их от всех бед. |
|
|
|
Храм преп. Серафима Соровского - главный храм нашего города. Он строился 5 лет в 90-х годах по проекту времен Петра Первого на средства прихожан, церкви и меценатов.
Высокое здание из красного кирпича зрительно как бы увеличивается стенами, оформленными в виде вертикальных арок. Традиционные для таких храмов окна своим расположением повторяют арочный вход. Недавно собранные золотые купола в любую погоду греют души тем, кто видит их.
Храм отреставрировали внутри. Теперь он стоит в лесах и снаружи. К церкви добавится новое строение - колокольня. Внутреннее убранство храма вызывает благоговение и трепет. Это, действительно, место, где душа мирская найдет понимание, помощь и прощение.
Все это время строительством храма, его оснащением занимался настоятель храма отец Олег. А его искренние, взволнованные проповеди собирают около него всех, кто хочет услышать объяснение происходящему через толкование библейских сюжетов, слово Божие.
В церкви со среды по воскресенье проходят службы. Раз в год на престольный праздник приезжает Владыка и проводит особое Архирейское служение. В храме снова собираются открыть Воскресную школу. |
|
|
|
В селе Парапино построена Покровская церковь. Она деревянная. Деревянные церкви отличаются удивительной простотой и неповторимой гармонией. Их не так много, и какое счастье, что одна из таких церквей будет в нашем районе. Издали она напоминает яркую расписную игрушку, но сочетание пропорций и цвета в ней настолько правильно и едино, что может вызвать только возглас восхищения.
Церковь имеет форму восьмериков от основания до маковки и выложена из любовно обработанного квадратного бруса, ладно пригнанного друг к другу. Скатная крыша покрыта металлочерепицей цвета неба и как бы опоясывает стены широким поясом. Любовно выложенная из толстых досок паперть - церковное крыльцо - отливает теплом янтаря — такова тайна дерева. Узорная решетка по бокам лестницы лишь усиливает первые ощущения.
На престольный праздник Покров служба начала проходить в этом рукотворном чуде архитектуры -
Покровской церкви. |
|
|
|
В полутора десятках километров от центра города находится старинное село Кочелаево. Здесь 3 декабря 1990 года был освещен престол храма «Живоносный источник».
Данный храм, по свидетельству старожилов, существовал с давних пор. Когда-то это была часовня при кладбище. Построена она была в 1856 году на средства одной бездетной семьи, которая дала обет перед Господом оставить после себя на Земле храм (бездетность в то время считалась Божьей карой). То есть в 2006 году храму «Живоносный источник» исполнилось 150 лет Таким образом в селе Кочелаеве и была воздвигнута эта часовня.
Во времена гонения на христианство часовня, как и храм во имя иконы Казанской Божьей Матери, во имя Всех Святых и Чудотворца Николая, была закрыта. В послевоенные годы часовня оказалась в полуразрушенном состоянии.
С 1990 года часовня после реставрации по просьбе прихожан вновь распахнула свои двери. С 1993 года службы в храме стали проводиться регулярно. Благодаря стараниям отца Виктора (Лысенко) начинается возведение купола на храме, а летом 2000 начата внутренняя реставрация: произведена настенная роспись, заказан новый иконостас и иконы для храма иконописцу Алексию. Наряду с вновь написанными иконами, здесь также находятся несколько сохранившихся икон старого храма.
В 2003 году на Дмитриевскую родительскую субботу произошло важное событие для всех прихожан: вновь над селом зазвучал колокольный звон.
После того, как в селе был открыт храм «Живоносный источник», стало доброй традицией проводить в Кочелаево празднование престольного праздника -осенней Казанской. С раннего утра в этот день в храме совершается Божественная Литургия и водосвятный молебен. Далее праздник переносится в Дом культуры.
Постепенно не только пожилое население села, но и молодежь обращаются к вере, к храму, что свидетельствует о возрождении духовной культуры. |
|
|
|
...Конечно, мы не смогли пока рассказать обо всех храмах нашего района, о христианском наследии нашего края. Однако мы увидели, что народ возвращается к вере, хочет иметь в своем селе маленькую деревянную церковь или большой нарядный храм, построенный по старинным проектам. Главное, чтобы туда шли люди со своей бедой и радостью, вопросами и проблемами.
Хочется сказать слова глубокой благодарности всем, кто поделился с нами рассказами об истории некоторых храмов: это отец Олег, отец Алексей, отец Виктор, работники городского краеведческого музея, прихожане храмов.
А мы, ученики Ковылкинской средней общеобразовательной школы №4, с помощью учителя Ивановой Л.Ф. продолжим разработку нашего
проекта, в которую будут входить экскурсии по святым местам нашего района , сбор материал о существующих в них храмах, встречи со старожилами.
Так мы будем приближаться к великой православной культуре, ее богатейшему прошлому и не менее богатому настоящему. |
|
|
|
|