Целью нашей работы является детальный анализ жизненного пути преподобного старца.
Задачи:
Изучить биографию Серафима Саровского
Изучить связи между жизнью Серафима Саровского и нашего города
Проследить историю возникновения Храма преподобного Серафима.
Введение.
«Однажды заспорили между собой три человека, сидя на завалинке. А разговор у них был о том, какое наследство нужно оставлять своим детям.
Один говорит: «Я своим детям оставлю много денег. Имея столько денег, они смогут хорошо жить, покупать все, что им нужно для жизни, по миру ездить, хорошо одеваться».
Другой говорит: «Эка невидаль, что такое деньги? Они сегодня есть, а завтра закончатся, и что твои дети будут делать? Сидеть, сложа руки и ждать, когда вновь деньги появятся?
Нет, я своим детям в наследство дам хорошие профессии, они сами смогут заработать себе денег столько, сколько захотят».
А третий ответил: «А я хочу дать своим детям в наследство один только наказ, который они никогда забыть не смогут и будут ему следовать всю свою жизнь. «Живите так, чтобы память о вас передавалась от отца к сыну, от матери к дочери. Пусть ваши дети и внуки живут так, чтобы последующие потомки вспоминали вас с любовью и уважением».
- Чей родительский наказ самый важный и весомый?
Мы часто слышим слова: «О человеке судят по делам его».
- Каким должен быть хороший человек, чтобы о его делах судили хорошо, с почтением?
Мне хочется рассказать о человеке, который реально жил в мире людей и впоследствии был причислен к лику святых русской православной церкви.
1 августа в большой православный, престольный в нашем крае праздник Святого Серафима Саровского ковылкинцы отметят и День рождения самого милого сердцу уголка нашей великой России - родного города. Этот святой покровительствует над нашим городом, оказывает помощь молящимся в храмах. А кто же такой Серафим Саровский? Как он стал святым? Почему именно этот святой стал покровительствовать нашему городу и его жителям?
На эти и другие вопросы мы сегодня постараемся ответить.
Биография старца Серафима Саровского.
В 1759 году в российском городе Курске в семье горожан Мошниных, Исидора и Агафьи рождается сын. Мальчика назвали Прохором. Его отец, богатый купец, был очень честным человеком, его любили простые горожане, он ценил их труд и всегда был справедлив. В 1752 году он решил начать строить храм для всех горожан города Курска. В 1762 году отец мальчика умирает. Строительством храма управляет мать мальчика. Однажды, когда мать мальчика осматривала строящийся храм, она повела сына на самый верх колокольни. Мальчик свесился через перила и сорвался вниз. Мать думала, что он погиб. Каково было ее удивление, когда спустившись с колокольни, она увидела сына живым и невредимым.
С 1769 года мальчик учится в церковной школе. Учится с удовольствием. Много читает. А еще он очень любит бывать в храме, смотреть на лики святых, разговаривать с ними.
Когда Серафиму Саровскому исполнилось 17 лет, он решает стать монахом и посвятить себя монашеской жизни. Мать благословила его медным крестом, этот крест он хранил всю свою жизнь.
В 1778 году Серафим Саровский приходит в Саровскую обитель. Находясь там, он усердно молился и много трудился: из кипариса он вырезал кресты, которые дарил людям, приходящим на богослужение.
В 1793 году отцу Серафиму исполнилось 34 года. Все это время он продолжал непрерывное служение, ежедневно приобщаясь с горячею любовью, верою и благоговением
В 1794 году, имея склонность к уединению, стал жить в лесу в келии в пяти километрах от монастыря. Около келии Серафим развёл огород и устроил пчельник. Житие сообщает о случае, как преподобный из рук кормил медведя хлебом.
Однажды на него в лесу напали разбойники. Узнав, что к старцу часто приходят посетители, в том числе и вполне обеспеченные, бандиты решили ограбить келью. Напав на Серафима, они проломили обухом топора ему голову и сильно избили, в результате чего старец навсегда остался сильно сгорбленным. В келии для себя они ничего не нашли. Позже эти люди были установлены, но отец Серафим простил их и упросил не наказывать. Иначе обещал покинуть келью.
В 1807 году принял на себя иноческий труд молчания, старался ни с кем не встречаться и не общаться. В 1810 году возвратился в монастырь, но ушёл в затвор до 1825 года. После окончания затвора принимал многих посетителей из монашествующих и мирян, имея, как сказано в житии, дар прозорливости и исцеления от болезней. Был посещаем знатными особами, в том числе императором Александром I.
Много людей приходило к старцу. И всем он давал совет, наставление, оказывал помощь, спасал от болезней. Помогал выбрать верную дорогу в жизни.
Покровительствовал Дивеевской женской обители. В 1831 году сподобился видения Богородицы в окружении Иоанна Крестителя, Иоанна Богослова и 12 дев.
Старец умер в 1883 году в Саровском монастыре в своей келии во время молитвы. Прожил он 72 года. В 1891 году над его могилой построили часовню, куда и сегодня приезжают люди со всей России поклониться святому Серафиму Саровскому.
И мы можем гордиться тем, что именно на российской земле жил такой человек, святость которого, чистая душа и сердце и поныне освещает нам жизнь.
Прижизненные чудеса
Серафим Саровский, как было сказано немного раньше, имел дар прозорливости и исцеления от болезней. Также он обладал чутким характером и пониманием. О нем ходят легенды, что он лечил людей от разных болезней и помогал им найти себя, и советовал идти по верному пути. И вот несколько легенд.
Недалеко от города Новгорода жил помещик, который тяжело и безнадежно заболел. Как его ни лечили, ничто не помогало. Поехал помещик со своими слугами к батюшке Серафиму. Сам помещик идти не мог, его несли слуги. Побыв у отца Серафима чуть больше часа, говорили свидетели случившегося, он вышел на своих ногах, с мешком сухарей в руке, счастливый и довольный. Спустя некоторое время приехал он к отцу Серафиму еще раз и просил его сказать о том, как он должен отблагодарить его за свое спасение. На что отец Серафим предложил ему отдать все свое богатство людям, которым очень трудно жить. Помещик вернулся домой, продал свое имение, а крестьянам дал вольную.
Как только поступила Матрена Вертьяновская в обитель, то вскоре захворала лихорадкой. Пять месяцев она била ее и наконец совершенно изнурила. Батюшка Серафим приказал ее отвезти к родителям и там выкупать в реке, что и сделали. После этого лихорадка била ее три дня без отдыха и сразу пропала. Через некоторое время однако лихорадка вернулась и батюшка приказал тогда привезти ее, как ни была она слаба, в телеге в Саров и выкупать на источнике. Здесь уже она окончательно выздоровела.
Теперь мы все убедились, что преподобный Серафим Саровский творил такие чудеса, каких свет не видывал. И делал он это не для того чтобы показать себя и похвалиться, а делал он все для людей, для их же блага. Никогда он не отказывал в помощи и ничего не просил взамен.
Серафимо-Дивеевский женский монастырь.
Недалеко от Арзамаса находится знаменитый женский Дивеевский монастырь (один из крупных в России - в начале века здесь было около тысячи монахинь). Это центр православного благовестия. Окружает его славящаяся чудесами Канавка Божьей Матери – невидимая граница монастыря. Считается, что игуменьей здесь является сама Царица Небесная, и каждые сутки она обходит по Канавке монастырь. По преданию, Божья Матерь взяла эту территорию себе в четвертый удел (первые три ее удела находятся в Иверии, Киеве и Афоне), и никогда сюда не ступит нога Антихриста.
В Дивеево много красивейших церквей и святых источников. Такое ощущение, что каждый уголок этой земли пропитан святым духом. С левой стороны от входа в Троицкий храм находятся мощи великого чудотворца, которые обладают большой целительной силой. Это - одна из главных святынь в Дивеево.
Святая Канавка Божьей Матери.
Больше всего в Дивеево потрясает Канавка Божьей Матери. Святая Канавка – это уникальная особенность Дивеевского монастыря – нигде такой нет. Святой Серафим Саровский говорил, что сама Богородица ее поясом измерила и каждый день ее обходит, всех благословляя. Сама Богородица явилась к Серафиму Саровскому и попросила его начать ее строить и описала, какой она должна быть. Серафим первый начал ее копать. Рыли Канавку дивеевские монахини больше 3 лет, а землю сбрасывали во внутрь к монастырю. В итоге получился вал. На валу из плиточек сделана дорожка, по которой ходят верующие, сама Канавка засеяна травой, а вокруг нее разбит прекрасный садик с цветами. Идя по Канавке, необходимо читать 150 раз "Богородице, Дево, Радуйся!". По времени это занимает где-то полчаса.Пройдя Канавку полностью, можно набрать с собой домой на память святой землицы. Брать землю с Канавки для исцеления от недугов благословил сам Серафим чудотворец.
Святые источники.
В самом селе Дивеево есть 5 святых источников, и еще несколько на небольшом отдалении. Так что, приезжая сюда, можно посетить 7 целебных источников. Говорят, если искупаться в 7 святых источниках - весь год будешь здоровым, живым и невредимым. Вода в них почти ледяная, около 4 градусов.
Самый известный - источник Серафима Саровского, который находится в 1 км от Дивеево возле села Цыгановка недалеко от того места, где Серафим Саровский жил в келии. Этот источник образует целое озеро.
Мне кажется, что есть на нашей земле русской места, само прикосновение к которым наполняет нас верой и умиротворением. И, конечно, каждый православный человек хотя бы раз в жизни посетивший Дивеево, принимает это, как Божью милость с благодарностью и душевным трепетом.
Колокол Серафима Саровского
В 2008 году в монастырь был возвращён колокол заказанный Серафимом Саровским. Вес колокола 16 кг .Был приобретён летом 1829 года на Нижегородской ярмарке. На колоколе выгравировано имя заказчика. Из-за трещины планируется поместить колокол в экспозицию создаваемого музея.
Храм Преподобного Серафима Саровского в городе Ковылкино.
Серафим Саровский является небесным покровителем нашего города. В честь него в нашем городе Ковылкино возвели храм в 1990 – 1997 годах. Приход в г. Ковылкино образовался в 1988 г., а в 1989 г. началось строительство храма по благославению архиепископа пензенского и саранского Серафима. Активными инициаторами стали тогда местные жительницы Анастасия Ковайкина и Пелагея Носкова. Первым настоятелем был отец Михаил. Он заложил основание храма, а потом был переведен в другую епархию. Храм строился методом народной стройки 6 лет. В 1995 – 1996гг. в нем организовывались и проводились первые богослужения. Церковь строилась довольно долго, так как должна отвечать определенным церковным канонам. Храм был сдан в эксплуатацию в непростые годы первым, хотя к финишному строительству подходило уже 5 храмов в республике.
С началом богослужений строительство церкви, конечно не завершилось. Опыта храмостроения не было, поэтому делались ошибки, а на их исправление уходило время.
Уникальность церкви еще и в том, что от фундамента до креста она была построена исключительно на пожертвования прихожан. День 21 апреля 1996 г. для многих ковылкинцев останется в памяти, как день освящения нового храма прп. Серафима Саровского. С этого дня, по словам отца Олега, Господь посылает нашему городу ангела – хранителя, который свидетельствует перед Богом о делах, живущих в нем.
Храм представляет собой - каменную церковь в виде корабля, одноглавый четверик с полуглавиями под массивным четырехскатным сводом, завершен главкой на малом восьмерике с тремя куполами в честь Святой Троицы. Название любого храма можно определить по иконостасу. С левой стороны от руки Спасителя всегда располагается икона, в честь которой освещен храм. На месте, где молился народ при строительстве храма, открыто подворье женского монастыря в честь равноапостольской княгини Ольги. А храм монастыря освещен в честь иконы Божьей матери Умиленье (любимой иконы Серафима Саровского). В храме Серафима Саровского есть несколько чтимых икон: Божья матерь Иверская, Святитель Николай, Серафим Саровский и др.. В храме с его основания работают певчие: Калмыкова Т.Ф. и Кирдяпкина Л.А., являющиеся учителями музыкальной школы. Также здесь служит выпускник Воскресной школы и школы №4 г. Ковылкино – Цывкин Вячеслав.
Настоятелем храма является - протоиерей Олег Букарев Благочинный церквей Ковылкинского района, за совершением Проскомидии. Букарев Олег Николаевич родился в городе Железноводске Ставропольского края. После школы работал разнорабочим, служил в армии, учился в Пятигорском фармацевтическом институте. С 1988 г. служил пономарем в Свято – Ольгинском храме г. Пятигорска. В 1991 г. был рукоположен в сан диакона и пресвитера епископом Саранским и Мордовским Варсонофием. С 1991 г. настоятельствует в храме прп. Серафима Саровского в г. Ковылкино. С 1993 г. благочинный. Имеет церковные награды. В 2001 г. награжден Почетной грамотой республики Мордовия.
Наш храм ведет активную общественную жизнь: при храме ведутся воспитательные, нравственные и образовательные работы, работает воскресная школа.
Заключение.
Каждый из нас понимает, что любому городу, селу нужна церковь, нужно место,где бы верующий мог поклониться Богу,помолиться, поведать ему свои радости и печали. А тот, кто, может быть, пока не верит в божью благодать, придет найти здесь просветление души.
Храм Серафима Саровского в нашем городе находится буквально в самом людном месте, вблизи центрального рынка. Некоторые дети нашей школы освящают там куличи на Пасху, ходят на молебен перед началом учебного года, но несмотря на это, они не знают ни название, ни историю этого храма.
Одной из главной цели нашего общества является приобщение детей к духовной культуре России, к воспитанию художественного и нравственного
восприятия окружающей среды.
В ходе данной работы меня заинтересовала эта тема, и я буду продолжать ее изучение и исследование. Передо мной стоят следующие задачи:
1) Продолжить изучение жития Преподобного Серафима Саровского.
2) Изучить подробнее историю обители в нашем городе.
3) Познакомиться и пообщаться с настоятелем храма Серафима
Саровского, Букаревым Олегом Николаевичем.
4) С помощью социальных сетей пообщаться с прихожана
ми храмов Серафима Саровского в других городах России.
|